N. MyaskovskyN. Myaskovsky





Article 1

Your location: Main » Articles » Article 1

К 120-летию со дня рождения Н.Я. Мясковского композиторский факультет и кафедра истории русской музыки организовала серию акций, главной целью которых было привлечь внимание к фигуре крупного мастера отечественной музыки ХХ столетия, которая, к сожалению, безосновательно стала отдаваться на «вторые роли». Чего стоит, в частности, переименование детской музыкальной школы многие десятилетия носившей имя Мясковского… в колледж имени Шопена??!! А параллельно на Западе идет интенсивный процесс возрождения интереса к казалось бы достаточно академическим фигурам отечественной музыки первой половины ХХ столетия, таким например, как Глиэр, Ипполитов-Иванов, Г. Попов. В списке творцов, чьи сочинения выходят в европейских концертных залах, как говорится «на ура», лидируют ныне Глазунов и Мясковский. В Париже, например, в день рождения Мясковского и в связи с его 120-летием игрались скрипичные концерты Глазунова и Мясковского. Два дня в зале с многотысячной аудиторией Вадим Репин и Евгения Светланов исполняли названные концерты, а пресса отметила не только выдающийся успех артистов, но и прежде всего, творцов самой музыки! А что у нас, на родине этих музыкантов? В концертной практике полная тишина. Быть может, недавние публикации восполняют этот пробел? Никак нет. В наиболее капитальном из трудов, датированных последними годами, в книге «Русская музыка и ХХ век» (коллективный труд Института истории искусств) впервые в изданиях подобного рода Мясковский обречен на «мелькание» в обзорах инструментальной музыки и лишен самостоятельной многографической главы. Думается, что подобный факт, как и переименование деткой школы, суть явления одного порядка, свидетельствующие о нарастании негативной тенденции.

Вот и подумали в консерватории, где Н.Я. преподавал 30 лет, был признанной главой московской композиторской школы и одним из самых авторитетных и бескомпромиссных музыкантов России (он остался, например, по сути, одинокой фигурой. Не писавшей «покаянных» писем после событий 1948 года, трагического дня нашей культуры!), что надо отметить юбилейную дату тремя акциями, задуманными как венок Мастеру. С инициативой выступил «правнук» Мясковского композитор Александр Чайковский (в педагогическом наставничестве «цепочка» выстраивается так: Т. Хренников – В. Шебалин – Н. Мясковский).

Решено было сплести венок в трехчастной форме: концерт из камерных сочинений Мясковского (Малый зал), теоретическая конференция (Рахманиновскй конференц зал) и концерт из симфонических произведений Мастера (Большой зал). Две из названных акций проводились непосредственно вокруг юбилейных дней (конец апреля и начало мая), концерт в Большом зале – осенью.

Скажем сразу о парадоксе: интерес к задуманному был достаточно большим, а вот найти в консерватории исполнителей музыки Мясковского оказалось делом нелегким. И все же к счастью, приходилось сталкиваться не с равнодушием, а, наоборот, с горячим желанием помочь общему делу. Дух соборности, который вполне мог улетучиться в минувшие годы, оказался в Alma mater все же неискоренимым. А потому огромная благодарность нашим ведущим музыкантам – профессорам Т.А. Гайдамович, А.В. Самонову, А.А. Шишлову, ученики которых специально подготовили и успешно исполнили Первую сонату для виолончели и фортепиано, Пятую фортепианную сонату и 13-й квартет, а также профессорам, выступившими с интересными сообщениями и воспоминаниями.

Свой творческий вклад внесли и аспиранты. М. Сегельман вместе с певицей Е. Либеровой представили вокальный цикл на стихи Лермонтова, а на конференцией темой доклада музыковеда стала вокальная музыка Мясковского как некий ключ к раскрытию семантических смыслов его творчества. Особый интерес и в концерте, и на конференции вызвало выступление Е. Волкова с женским хором педагогического колледжа «Маросейка». Представляется, что и доклад молодого педагога хорового факультета о хоровом наследии Мясковского, и концертная часть двух выступления коллектива, исполнявшего массовые песни Мясковского в переложении для хора автором и Е. Волкова, следует расценить как некое открытия прошедшего мини-фестиваля. Как известно, сфера масскультуры не была в природе дарования Мясковского, в силу чего его песни, как и песни Прокофьева, не обрели популярности и обычно не фигурировали в монографиях о Мастере. Е. Волков, специально изучивший эту сферу, впервые предпринял анализ хоровой музыки Мясковского как явления совокупного, включающего и 6, и 26 симфонии. Молодые хористки исполняли сочинения Мясковского с искренним воодушевлением.

С грустью констатирую, что найти в консерватории исполнителя фортепианной музыки Мясковского оказалось делом безнадежным. Пришлось обратиться к коллегам-гнесинцам. Оказалось, что П. Антошкин исполняет все (!!!) сочинения Мясковского для фортепиано, и на концерте в Малом зале он удачно исполнил Третью сонату и цикл «Причуды». Темы же конференции сами собой сложились в несколько сквозных линий: живые воспоминания о встречах с Мясковским (В.И. Петров), учеба в его классе (К.С. Хачатурян). Широко поднимались вопросы музыкального словаря Мастера; речь в частности шла о междуопусных связях (М.С. Филатоа, М.А. Симакова), о типах программности Мясковского (М. Сегельман). тот круг замечательно дополняли дневниковые записи Е.К. Голубева (ученика и ассистента класса Мясковского), которые представил А.К. Санько. Эпистолярное наследие Мясковского и Прокофьева позволило автору этих строк проследить становление индивидуального стиля каждого из них в зеркале переписки, длившейся долгие годы. Доклад Т.Ю. Масловской был обращен к деятельности Мясковского и «Вечеров современной музыки». По единодушному мнению присутствовавших, главная задача конференции – оценить жизненность наследия Мясковского с позиции третьего тысячелетия – была выполнена.

Профессор Е.Б. Долинская
Российский музыкант, №5, 2001 (1204)
Русский
Created by IMHO VI